Начало
истории монументального зодчества древнего Смоленска связано с именем Владимира
Мономаха, получившего в 1093 г. после смерти своего отца Всеволода в добавление
к своей старой вотчине Переяславлю-Южному Смоленск и Ростово-Суздальскую землю.
На рубеже XI- XII вв. Мономах уделяет большое внимание этим богатым владениям.
Он укрепляет Суздаль и строит здесь при участии переяславльского епископа Ефрема
первый на северо-востоке каменный храм - Успенский собор. Не меньше внимания
уделяет он и Смоленску, где в 1101 г. закладывает также каменный Успенский
собор. В Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что "в се же лето
Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью". Когда во главе Смоленского княжества стала своя княжеская династия и смоленский стол занял внук Мономаха Ростислав Мстиславич, стал на очередь вопрос об учреждении особой Смоленской епископии. Судя по тому что Мануил был поставлен "к церкве святыя Богородицы", заложенный Мономахом собор был уже закончен строительством. Однако ряд источников свидетельствует, что его достройка была осуществлена Ростиславом. Некоторые исследователи считают, что собор был закончен при Мономахе и что нет оснований говорить о его достройке Ростиславом: термин "строил" осмысляется ими как "благоустраивал", "окружал заботами".Однако в "Кратком летописце" XV в. недвусмысленно упоминается Ростислав, "създавый первую епископью у Смоленьску святую Богородицю". Видимо, достройка собора была очень значительной. Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Далее о судьбе памятника мы знаем очень мало. Под его сводами были погребены сыновья Ростислава: в 1172 г. - Святослав, а в 1180 г. - Роман. Договор Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 г. упоминает, что в соборе лежал эталон "вощного пуда". Легенда о Меркурии Смоленском рассказывает, что он был погребён в соборе "на единой стране от красных врат". Далее о соборе нет известий три столетия, но он был цел и в нём отправлялась служба: в 1514 г. после взятия Смоленска Василий III слушал здесь обедню. В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611 г. входит и разрушение собора, якобы взорванного собравшимися в нём горожанами, которые предпочли смерть позорному плену и подожгли порох, хранившийся в его подвалах. С этой героической версией были согласны почти все историки Смоленска. Наиболее прочно закрепил патриотическое значение этого события Н. М. Карамзин: "Ляхи, везде одолевая, стремились к главному храму Богоматери, где заперлись многие из горожан и купцов с их семействами, богатством и пороховою казною. Уже не было спасения - россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением - и славою. Ещё в середине XVII в. собор производил впечатление настолько прочного здания, что в 1654 г., после освобождения многострадального Смоленска и возвращения его в семью русских городов, архиепископ Филарет просил у царя средств на ремонт храма и сооружение при нём колокольни. Последнюю построили, а дело с ремонтом собора затянулось. В 1668 г. Приказ Большого дворца затребовал у смоленского воеводы князя И. Б. Репнина опись ветхих мест собора и смету на необходимые новые материалы. Репнин сообщил, что в соборе нужно сделать восемь каменных или деревянных столбов, пять глав и покрыть кровлю тёсом. Этот ответ позволяет судить о размерах здания; было ли оно первоначально пятиглавым или это был замысел Смоленской епископии, склонной к "освящённому пятиглавию", мы не знаем. В 1673 г. новый архиепископ Варсонофий вновь просил разрешения восстановить на соборе "своды и главы каменные, не разбирая старых стен". Это и было разрешено. Присланный из Москвы для составления сметы каменных дел подмастерье Ивашка Калиник, видимо, признал ремонт невозможным, и 7 мая 1674 г. началась разборка собора, законченная 13 июля следующего года. Храм был разобран полностью. В отписке смоленского воеводы в Москву сообщалось, что "соборная церковь разобрана вся до пошвы, и бут выломан, и два погреба выломаны и засыпаны, а ныне выламывают из-под тех же церковных стен и из третьяво погреба достальной бут". Как и в выше рассмотренных источниках, здесь говорится о "погребах", находившихся поблизости от храма. Существенно и то, что древнее здание было использовано на материал - были вынуты даже фундаменты, от которых остались лишь ямы. Воевода М. Голицын писал, что, "по скаске каменных дел подмастерья Евсевенка Иванова, на старом де церковном основании новому основанию тверду быть не можно, для того что земля рухомая и старых церковных и погребных ям много". Рекомендовалось также строить новый храм к востоку от древнего - "позади старых церковных заолтарных стен", ибо в случае решения строить на старом месте "всяких запасов будет надобно втрое" из-за глубины ям и нарушенности грунта. Однако новый храм всё же заложили на месте древнего. Глубокий (до 5 м) подклет храма позволил миновать "рухомые", т. е. перерытые и насыпанные слои грунта; фундамент же храма был опущен ниже их - в материкю. Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что "«в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью» ". В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от польских войск, последние его защитники с боем отступили в Успенских собор и взорвали запасы взрывчатки, хранившейся там, вместе с собой и нападавшими. Поляки устроили на месте собора костёл. После освобождения Смоленска было вновь начато сооружение в 1677 году под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Новый храм был заложен на месте прежнего. Собор строился и перестраивался в течение почти 100 лет при епископе Дорофее и Преосвященном Парфении в 1772 году. Автором проекта был архитектор Антон Иванович Шендель. По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие русские храмы крестовокупольный, кубический с трёхчастной апсидой. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XYIII века. Здесь можно посмотреть внутренние убранства собора. Как памятник высокого мужества и героизма смолян, верности Смоленска Российскому государству и Православию, возвышается Успенский Собор над городом, придавая ему неповторимый колорит.
|